ГлавнаяСтраничка ректораОб ЕИнАЭУЦели и задачиВоспитательная работа

Отдел инновацийНаукаФотогалереяВыпускникиНаши координаты

 

 
Об ЕИнАЭУ

 История вуза. ТОО «ЕИнАЭУ» ведет свою историю с 29.12.1993 года, когда оно открылось вначале как малое предприятие акционерного типа при Казахской государственной академии управления (КазГАУ – ныне Университет «Нархоз»). По его примеру в Казахстане затем были созданы еще 16 АО-университетов, в т.ч. новый образцовый вуз - АО «Назарбаев университет».

После изменения законодательства РК на основе распоряжения Правительства РК от 06.06.1995 года ТОО «ЕИнАЭУ» как коммерческая структура было введено из состава КазГАУ. Это позволило создать самостоятельное “Высшее экономическое учебное заведение - АО «Евразийский институт рынка» с 10.10.1996 года.

С резким увеличением нормативного размера уставного капитала для акционерных обществ по новой редакции закона «Об Акционерных обществах», с 25 апреля 2003 года АО-ЕврАзИР  было преобразовано в ТОО-ЕврАзИР.

В соответствии с новой редакцией  Закона РК «Об образовании», с п.2 ст.35, и принятием Госпрограммы развития образования РК на 2011-2020 годы, которые обязывали закрыть магистратуру в институтах, сохраняя ее в академиях и университетах, с 14.09.2011 года ТОО «ЕврАзИР» преобразовано в ТОО «Академия экономики и управления - Евразийский Институт рынка» (АЭУ-ЕИР).

С 17.09.2015 г. ТОО «ЕврАзИР» получило новое название - Евразийская Инновационная Академия экономики и управления (ЕИнАЭУ), которое закрепило его направленность на подготовку востребованных кадров для инновационной экономики, что подтверждено свидетельством о перерегистрации в Министерстве юстиции по г. Алматы.

ТОО «ЕИнАЭУ» - это специализированный вуз инновационно-экономического типа, его юридический статус - «Академия», а среди его учредителей - видные ученые-экономисты РК.

 

Предметом деятельности ЕИнАЭУ  является планомерная организация оказания  образовательных, научно-исследовательских, консалтинговых и сопутствующих предпринимательских услуг на платно-договорной основе соответственно спросу желающих с получением доходов для саморазвития в рамках законодательства РК и своего устава. В нем ведется подготовка специалистов-профессионалов по специальностям на основе гослицензии выданной в МОН РК.

Под руководством ректора А.Ш.Нурсеита в за 19 лет здесь было подготовлено стране 7400 специалистов-профессионалов, востребованных работодателями. Многие выдвинуты топ-менеджерами в бизнесе и госорганах РК, как:

● Из топ-менеджеров РК ныне всем известны: А.А.Бисембиев - Управляющий Делами Президента Республики Казахстан, К.Н.Келимбетов - Заместитель Премьер-Министра РК, Б.Б.Жексембин - Посол РК в Узбекистане, С.У.Нургисаев - Депутат Мажилиса Парламента РК, З.Г.Заурбекова - Главный финансовый директорENRK PLC в лице, одной из 5 перспективных бизнес - Лидеров в списке «FTSE 100» - крупнейших компаний Лондонской фондовый биржи, Б.А.Палымбетов - Председатель АК «Фонд недвижимости» от «Самрук-Казны», М.К.Кудышев - Заместитель Акима Алматы, В.Л.Крылов-Заместитель Акима Астаны, М.Б.Бейдали - Заместитель Акима Мангистауской области, К.М.Даутов - Исполнительный Директор СК «Евразия» и др.

● Наиболее заинтересованные выпускники АЭУ-ЕИР успешно завершили учебу и плодотворно трудятся в Вашингтоне, Нью-Йорке, Хьюстоне, Сан-Диего, Торонто, Лондоне, Лидсе, Вене, Варшаве, Москве, С-Петербурге, Омске, как А.Кулахметова, В.Цыганко, В.Кононенко, Д.Нуртазин, Г.Енкебаева, О.Байболганов.

● Среди воспитанников колледжа АЭУ-ЕИР в Праге, Пекине, Москве и Куала-Лумпуре продолжают учебу 16 человек.

● Высокое качество их подготовки и конкурентоспособность в РК, СНГ, Европейском и мировом масштабах наполняют гордостью всех, кто трудится и учится в АЭУ-ЕИР.

Этому помогли ценные лекции и мастер-классы студентам, ППС и педагогам-воспитателям 37 профессоров из США, стран ЕС, Японии, КНР, Южной Кореи, встречи государственных деятелей, ученых, ветеранов Великой Отечественной войны и труда - на фотоиллюстрациях  к тексту.

Вуз стал Лауреатом грантов USAID и Корпорации США “CARANA” по подготовке экономистов, взошел на достойных 7-8 и 16 местах в Генеральных рейтингах ведущих вузов за 2007-2010 годы разработанных 2-мя Аккредитационными Агентствами Казахстана (Казправда, 31.07.10, с.3; www.edu.gov.kz). 

Вуз признан в числе лучших по специальностям: «Экономика» топе 40 на 37; «Менеджмент»-топе 40 на 35; «Учет и аудит»-топе 30 на 26,  «Финансы»-топе 20 на 12, «Государственному и местному управлению»-топе 30 на 30, «Маркетингу»-топе 20 на 15, «Информсистемам»-топе 40 на 35 местах среди 81 из 148 вузов в рейтинге Национального Аккредитационного Центра МОН РК. («Рейтинг-2010: Ранжирование вузов Казахстана по образовательным программам.-Астана: НацАккредЦентр МОН РК, Евразийское рейтинговое агентство, 2010, с.84-85 и 88-92).   

В итогах рейтинга НАЦ МОН РК образовательных программ 75 лучших вузов Казахстана в разрезе 107 специальностей за 2012 год вуз по 7-и базовым специальностям своей лицензии занимал следующие места: по «Экономике» на 39-ом в «топ-40»; по «Менеджменту»-18- в «топ-20»; по «Учету и аудиту»-31 в «топ-40», по «Финансам»-23 в «топ-30», по «Госудрастенному и местному управлению»-13 в «топ 20», по «Маркетингу»-6 в «топ-10», по «Информационным системам» (в экономике) 13-ое в «топ-20» (http://www.nac.edu.kz).

А в ренкингах популярности веб-сайтов аккредитованных 11 тысяч колледжей и университетов 200 стран мира за 2012 год по оценкам экспертов развитых государств мира наш вуз из включенных в него 94 лучших вузов Казахстана оказался в «топе 40» на достойном 37 месте, а среди частных вузов - «в топе 10» на престижном 7 месте: (http://forbes.kz/stats/gaudeamus_igitur/).

За свои учебно-научные достижения вуз с 2004 по 2012 год был:

 Признан Лауреат Золотой Медали в Женеве.

 Удостоен «Золотого Сертификата за Продвижение Глобального Качества»-Париже.

 Удостоен Международной награды “EUROPEAN QUALITY” за соответствие стандартам вузов стран Евросоюза - Оксфорде, Великобритания.

 Знака Почета «Лидер Национальной Экономики» - Москве.

 Получил «Международный сертификат качества в сфере образования»-Цюрих.

 Прошел 3-этапа Международной аккредитации Ассоциации бизнес-управленцев (АБЕ) в Англии со сроком действия сертификата до сентября 13 года: www.abeuk.com.

∆ «Европейская Премия за Лучшую практику 2012» из Амстердама: www.esqr.org.

Среди 83 вузов, относящихся к частному сектору, наш вуз находится на местах, позволяющих относить его к ведущим вузам с перспективой роста.- Основные показатели системы высшего образования Республики Казахстан в 2012-2013 учебном году (МОН РК. ДВПО.-Астана, 2013, с.11-13).   

Наш вуз дал немало пользы Отчизне и другим вузам страны по планированию, корпоративному управлению в организационно-правовой форме АО и ТОО. Сейчас АО внедрено в 16 и ТОО- в 5 университетах Казахстана. Широко используется также опыт АУЭ-ЕИР в ориентации на повышение качества подготовки специалистов по критерию востребованности выпускников.

В настоящее время вуз готовится к возобновлению лицензии и приема на подготовку бакалавров, магистров, а также готовит документы для получения лицензии на подготовку докторов философии РhD по профилям. 

 

Преимущества ЕИнАЭУ:

-  Ведение подготовки компетентных кадров с высшим профессиональным экономическим образованием по перспективным специальностям, спрос на которых диктует социальная модернизация экономики на индустриально-инновационной базе.

-  Специализация ТОО «ЕИнАЭУ» на подготовке кадров по социально-ориентированной рыночной экономике и инновационного характера. 

-  Его компактность, маневренность и близость к сфере бизнеса, предпринимательства и производства, позволяющие нацеливать свою деятельность на формирование специалистов, бакалавров и магистров, а в дальнейшем - докторов PhD и по профилям как компетентных профессионалов с высокими идейно-нравственными и другими человеческими качествами, особых личностей.  

-  Высокая квалификация ППС, непрерывно повышаемая по мере интенсификации проведение фундаментальных и прикладных НИР для обогащения содержания обучения в тесной связи с практикой. Большинство из них прошли и проходят периодически научно-педагогические стажировки по дисциплинам современной рыночной экономики и курсы на семинарах в ведущих ВУЗах США, Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Франции, Голландии, Японии, Израиля и др. Они давно создали «критическую массу» для коренного обновления научно-образовательной деятельности ЕИнАЭУ на инновационной основе.   

-  Особый упор на качество обучения, его научно-педагогическое, учебно-методическое, библиотечно-информационное, материально-техническое обеспечение и организационно-менеджерское обеспечение до уровня евростандартов с периодической аттестацией результатов деятельности профессоров-преподавателей, учитывая мнения каждого потока студентов и выпускников для устранения недостатков и распространения достижений, оплаты труда дифференцированно по достигнутым успехам, как условия повышения качества и эффективности всей научно-образовательной деятельности.

-  Широкое использование в учебном процессе компьютерных технологий с доступом к международной информационной системе Интернет с изучением и творческим применением опыта вузов развитых стран мира.

-  Доступная плата за обучение с льготами студентам-отличникам и остронуждающимся, содействие в их трудоустройстве после выпуска.

-  Возможность стажировки лучших студентов в Англии, Германии, Франции.

-  ТОО «ЕИнАЭУ» правомочно по ст.39 Закона РК «Об образовании» на выдачу «гражданам, прошедшим итоговую аттестацию, дипломов «Об образовании государственного образца», необходимых для трудоустройства и служебного роста, а также «для продолжения обучения в организациях образования последующего уровня» - магистратуре и докторантуре. 

-  Вручение выпускникам по результатам госатестации в дополнение к их дипломам сертификатов на владение английским, немецким или французским языком, компьютерными программами - Windows ХР, MS OFFICE, 1С Бухгалтерия и других.

 
     
 
     
 
 
 

За учебно-научные достижения АЭУ-ЕИР - Лауреат Золотой медали Международных организаций в Женеве, «Золотого Сертификата за Продвижение Глобального Качества»-Париже, Высокой Награды «Европейское качество»-Оксфорде, Англия, Знака Почета «Лидер Национальной экономики»-Москве, имеет «Международный Сертификат качества услуг в сфере образования» от знаменитого Института стандартов качества-SIQS. Цюрих, Швейцария. Международную аккредитацию в Англии:www.abeuk.com. Коллективу АЭУ-ЕИР вручена также «Европейская Премия за Лучшую практику 2012»-ESQR, Амстердам.

Международные и другие организации, членами которых является ЕИнАЭУ: Международная Экономическая Академия ЕврАзии, KAZRENA (АЭУ-ЕИР на 4-месте в РК по скорости доступа в Интернет // Совр.столичное образование, 2007, №3-4, с.19), EdNet и CARANA, Центрально-Азиатский фонд развития менеджмента CAMAN, а через него выходит на Фонд развития Менеджмента в Центральной и Восточной Европе - CEЕMAN.

ЕИнАЭУ - член Межгосударственной Ассоциации последипломного образования в России - Москве, Международной Экономической Академии Евразии, Казахстанского отделения Международной АН Высшей школы.

ЕИнАЭУ сотрудничает с центрами обучения языкам: в г. Лондоне (Англия), Дюссельдорфе (Германия), Немецком Институте “Гете” в Алматы, выполняет НИР по международным программам фонда “CASAKAVA” (Япония) по теме “Развитие человеческих ресурсов”, участвовал во Всемирном форуме лидеров менеджмента (США), на трех Международных семинарах по валютно-финансовым и кредитным отношениям, в группе лекторов по привлечению инвестиций бизнесменов и предпринимателей Германии - городов Эмден, Норден, Аурих в экономику Казахстана, на Международном семинаре по экономике строительства согласно плану межправительственных соглашений между Казахстаном и Германией - г. Дрезден.

ЕИнАЭУ активно сотрудничает с рядом международных организаций, учебных центров развитых стран мира. Ниже приводятся сведения о партнерских соглашениях, меморандумах сотрудничества с международными учебными центрами и организациями. В институте проведены  лекции 27 профессоров разных стран мира.

В таблице приведены данные по студентам АЭУ-ЕИРа, стажировавшимся в Англии в период 2005-2006 годы.   

1. Ветрова Ирина

2. Дворяткина Ольга

3. Кисина Бахыкуль

4. Муттакова Мира

5. Оспанов Галым

6. Сапарова Алия

7. Угай Лариса

8. Шарганова Светлана

Стажировка, июль 2005 г.

очное

Anglo European School

Борнмут

Англия

1. Кубыгулова Шара

2. Морозова Инна

3. Пархоменко Илья

4. Умиралиева Эльмира

5. Утегенова Асель

Стажировка, апрель 2006 г.

очное

 The

Excel English

 ЛондонАнглия

 

Заключены договора о подготовке специалистов и проведении совместных научных исследований с зарубежными вузами:

·  Меморандум о сотрудничестве с университетом Нью-Мексико (США), г. Альбукерк. Дата заключения договора 23.01.2000 г. Срок действия - 10 лет.

·  Соглашение с Корпорацией США «CARANA» по проекту USAID - «Ресурсная Сеть по экономическому и Бизнес Образованию». Дата заключения договора 05.07.2005 г. Срок действия - 5 лет.

·  Договор с Международной Лабораторией развития, American International University Network, Дата заключения договора 21.10.2001 г. Срок действия - 10 лет.

·  Договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургским Государственным университетом экономики и финансов. Дата заключения договора 01.11.2005 г. Срок действия - 3 года.

·  Договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургским Институтом экономики и управления. Дата заключения договора 11.09.2003 г. Срок действия - 5 лет.

·  Соглашение о сотрудничестве с Академией маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар, Россия. Дата заключения договора 14.07.2007 г. Срок действия - 3 года.

·  Договор о сотрудничестве с Пермским Институтом Российского Государственного Торгово-Экономического Университета. Дата заключения договора 25.05.2005 г. Срок действия - 3 года. 

·  Договор о сотрудничестве с Казахстанским Институтом Менеджмента, Экономики и Прогнозирования при Президенте РК. Дата заключения договора 16.08.2006 г. Срок действия - 3 года.

·  Соглашение о сотрудничестве с Пражским Институтом менеджерской информатики. Дата заключения договора 14.06.2004 г. Срок действия - 5 лет. 

·  Меморандум о сотрудничестве с АО «Центр развития торговой политики» в 2008 году, который предполагает проведение серии лекций по проблематике Всемирной торговой организации (ВТО) и вступлении Казахстана в ВТО, проведение модуля учебных семинаров с привлечением зарубежных и отечественных  экспертов-специалистов данной области, проведение дебатных турниров, научно-практических конференций, круглых столов по тематике ВТО.

В январе 2008 года проведена для ППС АЭУ-ЕИРа презентация Курса повышения квалификации «Электронное образование с использованием образовательной платформы CLIX» фирмы IMC AG, Германия и сертификат IMC Central Asia.

ЕИнАЭУ  - участник Всемирных форумов по менеджменту в США и Таиланде, проводимых один раз в 4 года, Международного Форума в Женеве - Швейцария, где институт  награжден Золотой Медалью «За безупречную деловую репутацию», принят в Казахско-Швейцарский деловой клуб, Европейской Бизнес Ассамблеи в Оксфорде - награда «EUROPEAN GUALITY», Международного Саммита в Москве - Россия, где ректор   награжден Знаком Почета «Лидер Национальной Экономики 2007». Ректор избран членом «Клуба Ректоров Европы» (Оксфорд).

ЕИнАЭУ прошел Международную аккредитацию «abe» в Англии - Бэрдфордширском университете и получил подтверждающий Сертификат.

20 марта 2008 года в АЭУ-ЕИРе проведена Международная научно-практическая конференция «Кадровое обеспечение экономического роста Казахстана на пути вхождения в клуб конкурентоспособных стран мира». В ней приняли участие видные ученые Казахстана и зарубежных стран, в том числе Президент Казахско-Немецкого университета Иоганн В.Герлан, эксперт по Международному обмену Эва Портиус.  

 

О подготовке востребованных специалистов в специализированной ЕИнАЭУ
 

В реализации стратегии «Казахстан-2050: Мәңгілік Ел», ГП «Нурлы Жол», установок Президента РК «План нации: 100 конкретных шагов» во имя великого будущего, обновленного Закона РК «Об образовании» и ГП РОН РК на 2016-2019 годы, ГОСО, ТПД и КРТ кадрам соответствующих госорганов необходимо эффективнее решать новые задачи.

Велико значение творчески активного подхода к поискам, нахождению, отбору и внедрению по крупицам новых, передовых и ценных идей по экономической теории и хозяйственной практике креативными кадрами предприятий и организаций всех отраслей и регионов для обеспечения социальной модернизации и форсированного развития индустриально-инновационной экономики РК в сотрудничестве со странами ЕАЭС, ЕС, ОЭСР, США, БРИКС и Экономического Пояса Великого Шелкового Пути (ЭП ВШП).

Законы РК «Об образовании» и «О науке», ГПРОН РК на 2016-2019 годы, ГОСО, ТПД и КРТ позволяют по перспективным и текущим, типовым и рабочим учебным планам специальностей улучшать качество подготовки кадров по экономике и бизнесу, академ/обмен студентов и ППС с вузами ЕС и ОЭСР [«БЕ•ОС». 22.04.2016, с.1-15]. 

В новых условиях необходимо научно-обоснованное решение проблемы оптимизации вузов по масштабам и видам образовательной деятельности, и проведению актуальных НИР, что предполагает их группировку на крупные, средние и мелкие с учетом фактора качества, сохраняя компактные специализированные, признанные передовыми в РК и за рубежом. За 7 лет в стране из 145 вузов сокращены 12, в т.ч. без должного учета перспектив у отдельных.

А подготовка кадров по специальностям экономики и бизнеса при дефиците ученых оказалась распыленной среди 86 многопрофильных и специализированных вузов. В то же время с крупными университетами, обладающими генеральными лицензиями на большинство специальностей определенных профилей, представляется возможным по сублицензиям с соблюдением принципа равноправия объединять однородных специализированных вузов аналогично предприятиям МСБ, созданным вокруг крупных компаний в ведущих отраслях производства и реализации товаров и услуг. Для этого МОН РК могло бы в установленном порядке возбудить ходатайство о внесении изменения и дополнения в законодательство РК. Примером может служить объединение с университетом Алматы Академии моды и дизайна.

1. Желает улучшения ход выполнения поручения Президента РК по Посланию народу от 14.12.2012 года относительно создания системы «специализированных» вузов «научно-исследовательского и прикладного образования», особо важное в Алматинском мегаполисе.

Большинство многопрофильных университетов продолжают подготовку кадров в разрезе 20-30-50 и более специальностей при отсутствии предусмотренной по закону господдержки специализированным вузам, как ЕИнАЭУ, важной в кадровом обеспечении социальной модернизации и эффективном развитии индустриально-инновационной экономики РК.

2. От многопрофильных университетов специализированные вузы отличают:
    1)  более узкая специализация, зависимая от развития научно-технического прогресса во всех отраслях производства товаров и услуг по спросу на внутреннем и внешних рынках;
    2) взаимосвязь специализации вузов со спросом на выпускников предприятий всех отраслей индустриально-инновационной экономики и организаций социально-культурной сферы РК;
   
3)  компактность - для качественной подготовки им востребованных специалистов;
   
4) возможность на модернизированной материально-технической базе и мощном интеллектуальном потенциале высококвалифицированных научно-педагогических, в т.ч. 3-х язычных кадров   предоставить обучающимся глубокие ЗУН в рамках их будущей профессиональной компетенции с качественной подготовкой из них высокообразованных, конкурентоспособных и востребованных специалистов-профессионалов-патриотов Отчизны;
    5) заинтересованность их в творческом служебном росте, эффективном повышении уровня деловой или функциональной грамотности, креативного мышления и профессиональной квалификации в течение трудоспособного периода   человеческой жизни;
   
6) восприимчивость к инновациям для достижения высокой эффективности труда и внедрения - трансфера результатов научных исследований путем их коммерциализации в бизнес, производство, управление и социально-культурную сферу, обучение-воспитание.
   
7) возможность замены устаревших специальностей новыми, под воздействием научно-технического прогресса, закона их жизненного цикла при гармоничном взаимодействии с МОН РК Министерства по инвестициям и развитию РК, чтобы лицензию и/или приложения к ней на новые специальности вузы могли получать без задержек, как было с ЕИнАЭУ.

3.  А для преодоления «университетизации» целесообразно на основе установок пп.2, 25 и 54 ст.1 Закона РК «Об образовании» разрешить академиям реализовывать образовательные учебные программы на ВиПО не «по одной-двум», а «трем и более группам специальностей», как в институтах и университетах. Тогда многие многопрофильные университеты будут заинтересованы стать специализированными академиями, как ЕИнАЭУ на пользу им, всем обучающимся, обществу и государству. Но что для этого требуется!

4. В Госклассификаторе специальностей ВиПО по РК по р.1 подготовка инженеров опущена с 2009 года, бакалавров, магистров и докторов PhD в р.5 «Социальные науки, экономика и бизнес» на специальностях «Экономика», «Менеджмент», «Учет и аудит», «Финансы», «Государственное и местное управление», «Маркетинг» и «Мировая экономика» ждет дополнения выделенными из них как «Оценка», «Логистика», но они в р.9 «Услуги».

4.1. В действительности преобладающую часть услуг в экономике осуществляет по экономической теории и практике грузовой транспорт, признанный 4-ой отраслью материального производства после промышленности, АПК и строительства.

4.2. Отсюда вытекает необходимость просить руководство МОН РК возбудить ходатайство о внесении и в р.5 данного Госклассификатора новую специальность по логистике, охватывающую: все материальное производство; снабжение и сбыт; закупки и торговлю на инновационной основе, оценку деятельности производственных предприятий.

А специальность «Учет и аудит» - переименовать в «Учет, анализ и аудит», учитывая не постоянный, а периодический характер проведения аудита деятельности всех субъектов бизнеса и организаций. Тогда вузы смогут качественно улучшать подготовку бухгалтеров-аналитиков, ответственных за достоверный учет, анализ и периодически - аудит деятельности предприятий и организаций всех отраслей, включая НК и их «дочек» при более эффективном исполнении по доходам и расходам госбюджета РК, о чем выше – р.1. 

4.3. Главное преимущество специализированной ЕИнАЭУ - гибкая ориентация на динамичный рост и внедрение научно-технических достижений при качественной подготовке кадров для социальной модернизации и индустриально-инновационной экономики.  

5. В интересах достижения этого необходимы логистические подходы к использованию закономерностей развития производства, распределения и обмена в товарно-денежной форме разнообразных продуктов и услуг, предлагаемых на рынках для купли-продажи между предприятиями и организациями всех отраслей и регионов соответственно платежеспособному спросу на выбор по количеству, качеству, стоимости и срокам обеспечения потребностей каждого из работников, их коллективов, общества и государства по стратегическим и текущим планам социально-экономического развития РК.

6. Значение в учебно-научных достижениях АЭУ-ЕИР/ЕИнАЭУ растет по Госпрограмме «Нурлы жол» и Плану Нации «100 конкретных шагов» в рамках 5 институциональных реформ государства для всех, Посланий Президента РК народу за 1992 – 2016 годы.

Специализированным вузам, соответственно тому, что предлагалось нами выше, руководство МОН РК могло бы возбудить ходатайство перед Правительством и Парламентом РК об изменении формулировки п.2 ст.1 Закона РК «Об образовании» и предоставлении академиям права реализовывать образовательные учебные программы на ВиПО «по трем и более» группам специальностей, как в институтах или университетах.

6.1. Председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Ф.Женни считает, что: «Закону следует придавать характер менее жесткий, реструктивный», поддерживая/поощряя на его основе «естественную конкуренцию», для чего на пути к открытому рынку предлагает «отказаться от административно-командного мышления». -Казправда 31.05.2016, с.6. В русле расширения демократических подходов к инновационному обеспечению производства новых товаров и услуг должно исходить из требований всех экономических законов, в т.ч. закона жизненного цикла даже в отношении обновления специальностей в вузах и колледжах.

6.2. В кадровом обеспечении вузами развития индустриально-инновационной экономики это могло бы усилить применение мировых научно-технических достижений вхождение РК в ряды равноправных стран-членов ЕАЭС, ЕС, ОЭСР, БРИКС, ЭП ВШП и др. 

7.  Однако, запаздывание в МОН РК вопроса с выдачей лицензии и/или приложения к ней на новые специальности, выделенные из действующих, затрудняло подготовку кадров по ним и в специализированной ЕИнАЭУ со спадом приема и контингента обучающихся (КО), но в рамках допустимой степени риска, о чем подтверждают факты ниже.

7.1 Конституция РК - ст.30 и 78 обязывает государство устанавливать ГОСО, которым должна соответствовать «деятельность любых учебных заведений». Причем - не ущемляя свободу, права и интересы их коллективов, любых физических и юридических лиц.  

7.2 На госконтроле деятельности учебных заведений важно соблюдать «критерии оценки степени риска» по требованиям пп.45 ст.5 и п.8 ст.59 Закона РК «Об образовании», точнее оценивая соответствие нормам ГОСО/ ТПД/ КРТ деятельности частных вузов.

7.3 Соответствие их образовательной деятельности этим нормам законодательства РК признается полной, если у них нет «превышения пределов крайней необходимости» и тогда, когда по нормам на КО может иметь место «неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения», что дополняет на законных основаниях «обстоятельства, исключающие административную ответственность» - ст.37 и 39 КоАП РК.

7.4 Согласно ст.37 и п.1-2 ст.741 КоАП РК, «производство по делу» об АП «не может быть начато, а начатое подлежит прекращению» и в случаях: «отсутствия события» или «состава» АП; «отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность»; у проверяемого субъекта «не допущено превышения пределов крайней необходимости»/допустимой степени риска. И здесь «обстоятельства, исключающие административную ответственность», что важно учету и экспертам.

7.5 В утвержденном приказом МОН РК 20.07.2009 г.- №347 и отмененном согласно его приказу 27.08.2013 г.- №357 ГОСО нормы на КО в академиях оказались увеличены с 500 до 700 человек, т.е. сразу на 140%, а соотношение в нем долей «очников» и «заочников» - с 1:4 до 4:1 ≈ на 300%! Перенос этих 2-х норм при отмене устаревшего ГОСО осуществлен без правок в п.33 и 34 ТПД вузов с изменениями и дополнениями согласно постановлениям Правительства РК от 17.05.2013, 19.12.2014 и 13.05.2016 г. А еще две нормы на «наполняемость» и «доводимость» студентов отменены вовсе, как предусмотрено в ст.37 и 741 КоАП РК, что требует пристального внимания к объективности при проверках.

7.6 Важно в МОН РК увязать «критерии оценки степени риска» по вероятности «снижения качества предоставляемых образовательных услуг» с тем, что по закону с 2011г. «риском является вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта» - п.2 ст.141 и пп.5 п.15 ст324 Предпринимательского Кодекса (ПК) РК.

8. Проверки частных вузов на соответствие нормам ГОСО, ТПД вузов и КРТ к лицензированию согласно установкам п.4 и 8 ст.59 Закона РК «Об образовании» предусмотрено проводить отныне на основе требований ПК РК, соблюдая по его: ст.3 - принципы законности, повышения способности этих субъектов МСБ к «защите своих прав и законных интересов», «приоритет предупреждения правонарушения»; п.2 ст.132 - соответствие требованиям только законов РК, указов Президента РК и постановлений Правительства РК; п.1-3 ст.137 - иные формы проверок предупредительно-профилактического характера, составляя итоговые документы «без возбуждения дела» об АП «в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением... порядка его устранения».

8.1. В п.8 ст.52 Закона РК «Об образовании» расчет общей численности ППС «государственных» вузов лишь «при определении государственного образовательного заказа» на подготовку специалистов ведется по среднему соотношению студентов и преподавателей очной формы обучения 8:1, вечерней - 16:1, заочной-32:1, а магистрантов- 4:1 и докторантов - 3:1. Это к частным вузам применимо только с учетом допускаемой степени риска. А ныне контроль их МОН РК перевело с «репрессивной» к «стимулирующей модели», что в рамках новых законных требований. - БЕ ●ОС, 22.12.2015, с.4, 8.

8.2. По ст.802 КоАП РК частным вузам - субъектам МСБ теперь «основание для возбуждения дела об АП - лишь «результат проверки, проведенной в соответствии с требованиями» п.8 ст.59 Закона РК «Об образовании», ст.3, 132 и 137 ПК РК.

9. В ТПД вузов-ст.100 «фонд учебной и научной литературы» к ПК/Студентов на 4-х годичный цикл обучения по норме не менее 140 ед/и. В ее состав на основе ст.101-103 проверяющие ошибочно не включают до 1/3 обширной литературы для учебно-методической, законодательно-правовой и культурно-воспитательной работ, а также собственные учебно-методические разработки и пособия, а они составляют, как указал Лидер нации, «воспитательный компонент процесса обучения». Здесь для выдачи вузам лицензии на новые специальности / заново достаточно наличие ¼ от нормы 4-годичного полного цикла?!

10. В заключении Заместителя Генерального прокурора РК А.Кравченко справедливо отмечено - до ¾ проверенных частных вузов «не соблюдают» ГОСО и в ˃ 90 % «недостаточно» ученых, а в одном частном вузе ЗКО из «160 преподавателей с ученой степенью 48 докторов наук практически никогда там не работали». Многие «имеют слабую материально-техническую базу и библиотечный фонд» - «Время», 20.06.2015 г. Что дальше?

10.1 Необходимо улучшить в МОН РК нормы ГОСО, ТПД, КРТ для лицензирования и проверок деятельности вузов и колледжей, что справедливо выражено Депутатом, Председателем Мажилиса Парламента РК Г.И.Исимбаевой: «Иной подзаконный акт может перечеркнуть всю норму, которая законодательно была отражена» -БЕ●ОС, 22.12.15, с.6.

11. В выдаче лицензии и/или приложения к ней впервые или на новые специальности для кадрового обеспечения развития инновационной экономики РК полезно мнение и Нобелевского Лауреата, академика, Вице-Президента РАН, Ректора СПб Академ/уни-верситета Ж.И.Алферова: «процесс подготовки специалистов» по-настоящему в новых областях не подходит под общие стандарты». Инновационные «прорывы здесь будут рождаться людьми, горячо заинтересованными в результатах дела. Квалифицированные руководители рождаются на реальной работе». «Инновации», 2015, №3, с.15-16. Что важно еще?

11.1. Между тем, в утвержденном приказом МОН РК 15.04.2015 года за №204 Стандарте госуслуги по п.2 с даты приема лицензиаром заявления и необходимых документов лицензиата до выдачи лицензии и/или приложения к ней лицензиату установлен срок «не позднее 30 (тридцать) рабочих дней» вузам для получения этого разрешения впервые для начала образовательной деятельности как и на ее отдельные специальности, кажется, по единому реестру регистрации. А при подходе лицензиара к делу с учетом их различия в 2 группах лицензиатов важно первым с учетом допустимой по закону минимальной степени риска или поступления отправленных на уточнение отдельных показателей из массы сведений пакетов документов на рассмотрение их снова могло быть достаточным до 5 или 10 либо 15 р/дней, что кажется целесообразным отразить как изменение в этот стандарт, чтобы упредить ущерб от возможного срыва набора студентов из-за позднего решения вопроса.

11.2 Необходимость в этом вытекает из того, что мотивированный отказ в выдаче разрешения лицензиатам на уточнение отдельных сведений на соответствие требованиям ГОСО, ТПД и КРТ по формам всех приложений, электронным копиям РУПов запрашиваемых специальностей, копиям договоров с организациями, в т.ч. базами практики, проводимым НИР и ОКР может быть до 2-3 раз с рассмотрением корректированных данных по пакетам документов в срок «не позднее 30» р/дней или около 2 или 3 месяцев в 10-месячном уч/году.

Возможно, новые руководители МОН РК и его ККСОНа сочтут необходимым внести изменение и дополнение в утвержденный приказом МОН РК 15.04.2015 года «стандарт государственной услуги» в отношении сроков рассмотрения пакетов документов лицензиатов и на уточнение отдельных показателей из них на соответствие нормам ГОСО, ТПД и КРТ на выдачу лицензии и (или) приложения к ней, учитывая предлагаемое нами выше.

12. Инновационные подходы к подготовке в ЕИнАЭУ востребованных специалистов и ученых усиливает Послание Президента РК: «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформа, развитие» и его статья «План нации - путь к казахстанской мечте», где идеей «Мәңгілік Ел» выражена «общенародная вера в будущее», как основа «казахстанского патриотизма», сформированная «великими делами», укрепляемая и приумножаемая, чтобы «передавать из поколения в поколение, из эпохи в эпоху».

13. В современной экономике простор к инновациям открыли: подписание в Астане соглашения о расширенном партнерстве между РК и странами ЕС 21.12.2015 года по 29 сферам взаимодействия при Межгосударственной интеграции в областях экономики, финансов, транспорта, энергетики, использования природных ресурсов, образования, науки и человеческого капитала; вступление РК 30.11.2015 года во ВТО с транспарентной торговой политикой для доступа к мировым рынкам, привлечения иностранных инвестиций в высокотехнологичные производства, создания по совместным проектам новых предприятий обрабатывающей индустрии, вхождения РК в ряды 30 ведущих стран мира; реализация Плана нации и «100 конкретных шагов» к великому будущему РК как члена ЕАЭС, где желающим странам открыты зоны свободной торговли (ЗСТ) и ЭП ВШПути.

14. Согласно обновленному Закону РК «Об образовании», ГПРО РК на 2016-2019 годы, ЕИнАЭУ и ее Финансово-экономический колледж (ФЭК) запланировали:

14.1. Довести контингент обучающихся ЕИнАЭУ и ее колледжа в соотношении «очно»: «заочно» =4:1 по: академии до 960 и 240, а колледжу - 400 и 100, итого до=1360+340=1700 чел. Из них очно - 1360 и заочно - 340 чел. Вести подготовку соответственно спросу отраслей индустриально-инновационной экономики на квалифицированных рабочих кадров и специалистов, бакалавров, в т.ч. прикладных и магистров, докторов по профилям и PhD.

14.2. Желающим предусмотрено предоставить качественное образование: техническое и профессиональное (ТиПО); послесреднее (ПСО) с дуальным обучением по договорам с предприятиями; высшее и послевузовское (ВиПО) по действующим, инновационным и интегрированным учебным программам специальностей в благоприятных условиях.

15. Миссия и цели развития ЕИнАЭУ и ее ФЭКа - качественная подготовка из принятых после окончания 9-11 классов СШ и колледжей для учебы на платно-договорной основе квалифицированных, конкурентноспобных и востребованных кадров, которых отличают как личностей: высокая профессиональная компетенция; глубокие ЗУН; аналитическое мышление; широкий кругозор; гражданская ответственность; патриотизм; креативность; сотрудничество; уважение социально-этических ценностей, традиций и обычаев разных народов; способность работать в команде, корректно выражая свое мнение, умение находить компромиссы, стремление к инновациям и служебному росту.

16. Их профессиональную мета-компетенцию развивают глубокие ЗУН; творческое развитие мышления и личности каждого; теоретические и практические учебные занятия, в т.ч игры-учения, развивающие способности; дуальное обучение в сочетании с кредитной технологией; комплексное идейно-нравственное, трудовое, культурное, патриотическое, интернациональное, правовое, спортивно-оздоровительное и экологическое воспитание, пробуждающее критическое мышление; эффективное использование модернизированной материально-технической базы и ИКТехнологий, научно-педагогические кадры высшей квалификации, включая 3-х язычных; повышение качества подготовки компетентных, конкурентоспособных и востребованных специалистов-профессионалов-патриотов Отчизны.

17. Для обучающихся ЕИнАЭУ и ее колледжа (схема в конце текста) на принципах логистики предлагаются к выбору по желаниям каждого к высоким целям специальности:
   
«Экономика»: а) предприятий и бизнес-структур по «производству товаров и услуг; б) отраслевая в энергетической, добывающей, обрабатывающей, машиностроительной, химической, легкой и пищевой промышленности, АПК, строительном, инфраструктурном, транспортно-коммуникационном, жилищно-коммунально-бытовом, социально-культурном, спортивно-оздоровительном, туристическом, закупочно-снаб-сбыта- и торгово-коммерческом комплексах; в) региональная; г) национальная
   
«Мировая экономика» - стран: ЕАЭС; ЕС; ЭП ВШП; ОЭСР, ЮВА, АТР; США, Канады.
   
«Менеджмент» - стратегический, производственный, инфраструктурный, финансовый инновационный, инвестиционный, проектный;
   
«Учет и анализ», включая периодический «аудит» на предприятиях и в организациях.
   
«Финансы» - предприятий, организаций и компаний, отраслей, регионов, РК; АО; ТОО; иных товаропроизводителей; госбюджет, налоговое; банковское, страховое дело и др.
   
«Государственное и местное управление» - социально-экономическим развитием РК…
   
«Маркетинг» с логистикой в сферах производстве, обращения, перевозок и др. 
   
«Информационные системы» (ИС) в экономике предприятий, организаций и компаний отраслей производства товаров и услуг разных звеньях и уровнях управления. 

Идет подготовка к открытию новых специальностей технико-технологических профилей.

 18. ЕИнАЭУ нацелена на качество подготовки специалистов с глубокими ЗУНавыками решения теоретических и практических задач на производстве при дуальном обучении по логистическим подходам к развитию МСБ, крупного предпринимательства, субъектов внешнеэкономических и торговых отношений РК в сотрудничестве с ТНК развитых стран.

19. Ориентация ЕИнАЭУ на улучшение кадрового обеспечения социальной модернизации и развития индустриально-инновационной экономики на пути вхождения РК в 30 могучих стран мира обязывает сочетать   разработки  новых инновационных технологий  с их внедрением в производство, учебно - воспитательный процессс и управление, чтобы увеличивать пользу обществу от достижений новой индустриальной революции, создавая благоприятные социально-экономические условия для коммерциализации результатов научно-исследовательских работ, усиливая стартаповское движение обучающихся и ППС.

Для этого в РК по принципам демократии, меритократии и стимулирования высоких конечных результатов труда в системе управления расширяется свободный рынок, повышается заинтересованность инноваторов, инвесторов и предпринимателей в ускорении и эффективном внедрении прогрессивных технологий с прагматичным подходом к малым и большим делам. По законам усиливаются значение интеллектуальной собственности, борьбы с коррупцией и преступностью в экономике, защита интересов инноваторов, инвесторов и бизнесменов по законодательству так, чтобы каждый мог  эффективно трудиться на благо себе, обществу и государству, исходя из  интересов каждой из развитых личностей.

20. На эффективное развитие ЕИнАЭУ по пути к все более качественной подготовке высокообразованных, конкурентоспособных и востребованных специалистов имеют:         

Достижение соответствия требованиям законодательства РК показателей деятельности ЕИнАЭУ и ее ФЭКа с учетом пределов крайней необходимости/допустимой степени риска на контингент студентов, доли в ППС штатных, включая как ядро 3-язычных, а в ней-ученых и модернизированной материально-технической базы. - 3-ст.1 пп.45; ст.37 и п.2 ст.741 КоАП. 

Создание в ЕИнАЭУ и ее ФЭКе критической массы креативных ученых и педагогов, а из обучающихся  талантливых, способных увлечь  к успехам и всех остальных специалистов.

Расширение ИКТехнологий в учебно-научно-воспитательном процессе ЕИнАЭУ и ее ФЭКа, открытие ряда новых специальностей технико-технологических профилей для подготовки востребованных кадров по экономике и бизнесу предприятиям отраслей индустрии, в т.ч. машиностроения, легкой и пищевой промышленности, АПК, строительства, транспорта и коммуникации, жилищно-бытовой и социально-культурной сферы.

Осуществление научно-образовательной деятельности ЕИнАЭУ и ее ФЭКа по прогрессивным стандартам вузов стран ОЭСР, особенно ЕС, США, Японии, Южной Кореи, Финляндии, Сингапура, Малайзии, и иных стран, обновляя бренд и основное содержание.

Заключение договоров ЕИнАЭУ и ее ФЭКа с субъектами МСБ и крупного предпринимательства, нацкомпаниями и госорганами на прогрессивное дуальное обучение с изменением соотношения в общих занятиях по учебным планам долей теоретических и практических на предприятиях производства с 60:40 до 50-50 и 40:60% на основе ИКТехнологии и модернизированной материально-технической базы, доступа к Интернет…

Переход постепенно по модульной системе на трехъязычное обучение для подготовки по спросу рынка труда конкурентоспособных и востребованных специалистов, а ее колледжа - на «бесплатное профессионально-техническое образование для всех» с 2017 года.

Модернизация научно-образовательной и воспитательной деятельности ЕИнАЭУ и ее ФЭКа, открывая дополнительно прикладной бакалавриат и расширяя магистратуру, изменяя стереотипы мышления управленцев, ППС, сотрудников и обучающихся на прогрессивные, применяя эффективную методику оценки и аттестации их в сочетании с моральным и материальным стимулированием по принципам: меритократии; роста конечных результатов; развивая у обучающихся деловую/функциональную грамотность; выполняя обязательств по договорам взаимополезного сотрудничества в рамках законодательства РК.

Развитие у профессоров-преподавателей и сотрудников ЕИнАЭУ и ее ФЭКа чувства гордости, патриотизма и ответственности за результаты совместного труда по стратегическим планам, эффективное выполнение договорных обязательств с предприятиями и организациями - базами практики по дуальному обучению, а по НИР - с министерствами, компаниями, НИИ, передовыми вузами РК и развитых стран, создается и Эндаументфонд.

Использование, разработанных в передовых учебных заведениях НИИ, НМЦентрах, предприятиях, отраслевых объединениях и ассоциациях работодателей «Типовых учебных планов и образовательных учебных программ», в т.ч. интегрированных по специальностям согласно ГОСО №1080, ТПД, КРТ к вузам и колледжам, утвержденные действующими постановлениями Правительства соответственно законодательству РК.

Творческое применение нового, инновационного и прогрессивного в деятельности ЕИнАЭУ и ее ФЭКа по требованиям новых законодательно-нормативных актов РК.

Возможность молодым «получить базовые трудовые навыки» и указанное Лидером Нации с 2017 года «бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Усиление культуры общения, духовного подъема и воодушевления коллектива ЕИнАЭУ и ее ФЭКа, воплощая то, что требует Президентский «План нации-путь к казахстанской мечте» для превращения РК на мировой арене в одну из 30 «наций-лидеров XXI века», реализуя эффективно «общенациональную идею «Мәңгілік Ел».

Мобилизация интеллектуального потенциала ЕИнАЭУ и ее ФЭКа на комплексное идейно-нравственное, трудовое, культурное, патриотическое, интернациональное, правовое и спортивно-оздоровительное воспитание, формирование здорового образа жизни.

Разработка методики составления и реализации научно-инновационной системы ЕИнАЭУ и ее ФЭКа для подготовки востребованных кадров, открывая новые специальности

Привлечение к учебно-воспитательному процессу талантливых выпускников передовых зарубежных университетов, особенно из «Болашаковцев» с применением эффективных научно-технических и технологических достижений по стандартам стран ОСЭР. 

Дополнение фонда необходимой учебной и научной литературы изданиями Законов РК, собраний актов Президента РК и Правительства РК, НПАктами по ГОСО, ТПД вузов, КРТ к образовательной деятельности, вновь изданными научно-учебными произведениями, учебниками, книгами и монографиями, учебно-методическими пособиями и разработками, материалами Международных и Республиканских конференций, произведениями выдающихся деятелей системы образования и науки, экономики, техники, технологий и др.

Развитие ЕИнАЭУ как инновационно-экономического вуза по образовательным, научно-исследовательским и консалтинговым услугам для субъектов предпринимательства и госорганам; внедрению-трансферу инноваций в экономику, управление и учебно-воспитательный процесс ИКТехнологий; подготовке востребованных специалистов с упором на дуальное обучение; проведению НИР по госзаказам и договорам с бизнес-структурами; коммерциализации их результатов; развитию студ/бизнес-центра; выпуску учебников, учебных пособий учебно-методических комплексов с ориентацией на электронное обучение.

Укрепление сотрудничества ЕИнАЭУ с бизнес-структурами и госорганами, Национальной и Алматинской Палатами предпринимателей, НИИ, вузами РК и развитых стран мира.

Оптимизация сотрудничества по производственной практике, научным стажировкам и академическому обмену с предприятиями и организациями отраслей индустрии, МСБ, крупного предпринимательства, ведущими университетами РК, стран ЕАЭС, ЕС, ОЭСР, ЭПВШП, ЮВА, Турции, развития спорта и туризма среди студентов, ППС и сотрудников.

Создание на модернизированной материальной базе благоприятных условий для их эффективного труда, учебы и отдыха в свободное время и участия в разъяснении среди населения великих достижений РК во всех сферах жизни и на мировой арене.